Вестник Академии Гостеприимства:
28 мая 2010
Конференция по вопросу развития моногородов России
Hotel Foundation ConsortiumИркутская конференция по вопросу развития моногородов России, организованная Федеральным агентством по туризму РФ.
"Моногорода ждут туристов".

Проблема развития моногородов в России становится все более актуальной. В связи с кризисом, политика в отношении моногородов изменилась и на государственном уровне. Проблема, прежде всего, связана с предотвращением социальных потрясений в таких регионах. Сейчас, правительство намерено срочно принять меры для помощи особо нуждающимся городам.

В подтверждение существования этой проблемы, в конце апреля была проведена конференция в г. Байкальск Иркутской области, которая была организована Федеральным Агентством по туризму РФ и Агентством по Туризму Иркутской области. Целью подключения к проблеме моногородов этих организаций явилось предложение о развитие моногородов в туристическом направлении. Ведь не для кого не секрет, что наша страна обладает колоссальными природными и культурными ресурсами. Тем не менее, желание развивать туристическую индустрию в моногородах встретит ряд проблем, связанных с несоответствием инфраструктуры должным требованиям. Но такого рода препятствия, к сожалению, встречаются не только в моногородах, но и в других городах России. Это и отсутствие качественного транспортного сообщения с рядом населенных пунктов, отсутствие средств размещения удовлетворяющих потребности туристов различных категорий, нестабильность экономическо-политической ситуации в ряде регионов. Все вышеупомянутые факторы, несомненно, мешают развитию внутреннего и въездного туризма, и тем самым замедляют приток сторонних инвестиций в каждый конкретный город, край, область.

На сегодняшний день, проблема развития моногородов решается на правительственном уровне, вследствие чего, многие из этих городов получат статус особых экономических зон. Такой статус позволит городам получать государственные инвестиции на развитие инфраструктуры, так и обеспечение инвестиционной привлекательности отдельных туристических регионов, кластеров для частных инвесторов.
Развитие городов, областей, краев в туристическом направлении позволит создать новые рабочие места и привлечь сотрудников, которые в связи с кризисом потеряли работу на градообразующих предприятиях.

«По нашей инициативе обсуждалась проблема, первоочередно влияющая на привлечение туристических потоков в города России – это проблема транспортной ценовой политики», - заявил Генеральный директор Hotel Foundation Consortium, который принимал участие в этой конференции. «Снижение тарифов на переезды внутри России, в частности к туристически привлекательным местам, например, таким как Байкал, является неотъемлемой частью развития внутреннего туризма», - добавил Петр Потехин. «Ведь массовым туризм делают туристы со средним уровнем достатка, а билет до Иркутска со стоимостью в 500 евро, вряд ли может себе позволить большинство россиян. Особые экономические зоны необходимо создавать не только на земле, но и в воздухе!», - заметил Петр Потехин.

Несомненно, важнейшим фактором успеха любого дела являются люди.

Конечно, сложно в один миг поменять ментальность населения в нескольких поколениях развивавшегося в промышленной индустрии и производстве, предложив им в один миг переквалифицироваться в работников туристической индустрии.
Тем не менее, используя современные технологии мотивации и управления персоналом, это становится возможным. Гораздо сложнее вопрос обстоит с местным бизнесом. Предприятия, владеющие объектами гостеприимства во многих регионах - это часто влиятельные на местном уровне персоны, занимающиеся далеко не только гостиничным бизнесом. И здесь существует большая проблема, эти собственники очень часто не понимают вопроса клиентоориентирования, и высокого сервиса. Однако в этом векторе намечен определенный прорыв, ряд бизнесменов, осознавая все сложности сервиса, организовывают обучение различного уровня для линейного персонала и менеджмента гостиниц.
Стоит отметить глубокую заинтересованность в развитии туризма в моногородах у современного поколения чиновников, федеральной и региональной исполнительной власти. Все их инициативы носят прямой, соответствующий реальности характер, нет мифов и иллюзий, присутствует конкретика и деловая логика.

На сегодняшний день абсолютно всем уровням власти, бизнесу и населению нужно опираться на понимание, того, что Россия богатейшая страна, обладающая огромными историко-культурными и природными ресурсами. Необходимо осознавать – развитый туристический бизнес в целом, повышает рейтинг государства на мировой арене, его прозрачность и привлекательность значима, не только для туристов, но и для внешних инвесторов и крупного бизнеса. Открытая, туристически развитая страна, имеет больше шансов для формирования положительного внешнеполитического и экономического мнения. У гостеприимного хозяина есть больше шансов быть понятым и услышанным.